Чтобы сформулировать требования к маслам для дизеля, желательно посмотреть на некоторые особенности рабочего процесса, который заметно отличается от такового для моторов бензиновых.

Дизельные двигатели во-первых, более теплонапряженны, и работают на обедненных горючих смесях. Смесеобразование же и сгорание происходит в разы быстрее. В результате, у дизеля труднее обеспечивать полное сгорание топлива, в продуктах же сгорания всегда содержится некое количество частиц сажи. Ускоряется процесс, обычно называемый «старением» масла.
При работе четырехтактного двигателя, химические свойства смазочных материалов меняются: происходит загрязнение примесями, также водой, продуктами износа механики и сгорания топлива. Скапливаются продукты окисления, введенные же в масло присадки быстрее срабатываются, причем часть сгорает за счет расхода на угар. Поэтому, можно сказать, для дизелей весьма важна стабильность свойств масла, чтоб обеспечить максимально допустимый уровень безопасности (долговечности). Каким тогда должно быть масло дизеля?
Моторные масла, предназначенные и используемые в дизелях, требуют несколько иной композиции присадок, нежели для бензиновых двигателей. Поскольку дизтопливо содержит большее количество серы, для увеличения стойкости масел вводят больше противоокислительных (щелочных) присадок (но, не только).

В то же время, современные технологии для производства ГСМ в этой области позволяют создать масла с универсальными свойствами, как физическими, так и по возможности применения для двигателей различных типов.

Качество и вязкость
Первым в условном обозначении указывается индекс вязкости SAE, например 10W-40. Дальше следует указание качества, например SF/CC.
Рассмотрим эти два параметра более подробно, и начнем с букв. Первая S здесь говорит об использовании масла в двигателях бензиновых, а С — в дизельных. Ну, а форма записи через дробь означает универсальность — масло допущено как для бензиновых, так и дизельных моторов. Вторая буква – уровень эксплуатационных качеств (класс качества). Чем дальше она от начала алфавита, тем выше уровень. Например (для дизелей):

СС —атмосферные или дизели с умеренным наддувом;
CD—с высоким наддувом:
СЕ — с высоким наддувом (для выпуска после 1983 г.);
CF-4 —выпуска после 1990 г., четырехтактные;
CG-4—выпуска после 1994 г, четырехтактные.

Для CG: улучшены характеристики, ужесточены требования к токсичности и т.п. Конечно, классов СА и СВ в природе не встречаются, a вот CD-11 и CF-2 — означает допуск к использованию в двухтактных дизелях.

Помимо такой спецификации (по API), еще в обязательном порядке указывается класс качества по АСЕА (Европейский). Применительно к дизелям, это выглядит так:

В1 -96 — B3-96 – для легковых автомобилей (цифра больше – класс выше);
Е1-96 — для грузовых с высоким наддувом (стандартный класс);
Е2-96 — то же, но с улучшенными (чем в Е1 -96) свойствами;
ЕЗ-96 — то же, для работающих уже в тяжелых условиях (экстракласс).

Резюмируем: в современных дизелях легкового авто (имеется в виду, без наддува) вряд ли следует применять классом ниже CD (или В1, по АСЕА), в турбодизелях выпусков после 1990 года — не ниже соответственно СЕ или В2. Более высокие требования к маслам для двигателей с наддувом связаны здесь не только с большей нагрузкой на детали, но и с обеспечением долговечности и надежности турбокомпрессора — комплектующего весьма не дешевого.

Другим важным параметром, определяющим выбор, является индекс вязкости. В зависимости от этого параметра, масла делятся на летние и зимние. Наиболее вязкие – летние – масла, имеющие обозначение в виде только числа (SAE 30). Зимние обозначаются так же, но с буквой W (SAE 10W). Всесезонные масла, и использованием загущающих присадок, вроде бы имеют свойства зимних и летних масел одновременно (обозначаются двумя числами), не всякое всесезонное масло для дизеля есть хорошо. Необходимый же класс качества (как и индекс вязкости) указываются всегда в инструкции по эксплуатации двигателя, и этим рекомендациям стоит следовать неукоснительно.