Рано или поздно автолюбитель столкнётся с проблемой выхода из строя каталитического нейтрализатора. Его оригинал стоит дорого, поэтому редко кто производит замену катализатора. Чаще всего устанавливают стронгер AWG более экономичный вариант или пламегаситель Fortluft, пламегаситель CBD – более оптимальный вариант в решении данной проблемы. Об отличии данных запчастей выхлопной системы мы уже рассказывали в статьи Пламегаситель или стронгер, в чём разница ?

В данной ситуации остается открытым вопрос, а что же делать с лямбда-зондом (датчиком кислорода)?

Автомобили, которые отвечают экологическим нормам евро-3 и выше, их имеют обычно два. Второй является второстепенным – его значения сравниваются с показанием первого датчика. Нормального сочетания обоих датчиков без импульсов у ЭБУ не будет. Если электронный блок управления должен работать с двумя лямбдами, нужно установить обманки. Таким образом датчик передает в ЭБУ «ложные» данные. Они будут нужны для нормальной работы.

Как работает лямбда-зонд

Когда производят датчик, используют диоксид циркония и оксид натрия. Следовательно, датчик состоит из двух электродов. Один из которых «наполняется» выхлопными газами, а второй просто воздухом. Следовательно, количество кислорода разное, поэтому появляется импульс, который подается в ЭБУ. При этом диапазон может колебаться от 0,1 до 0,9В. 0,1-0,3В означает бедную смесь, а 0,7-0,9 В – богатую. Идеальным считается показатель 0,4-0,6 В, во время регулировки именно к нему и стремится ЭБУ.

Есть одно условие, кислородный датчик работает если прогреется до 300 градусов. Это происходит постепенно даже в выхлопной трубе. Это не ошибка изготовителей, а обязательный фактор. При данной температуре циркониевый электролит будет подавать ток. Прошивка ЭБУ учитывает свойство кислородного датчика. Следовательно, после «холодного» запуска по началу он может корректировать содержание без его участия. Большинство современных авто имеют лямбда-зонды с подогревом, на них есть добавочный электрический провод. Он помогает кислородному датчику быстрее получить рабочую температуру. Данный датчик нам нужно перехитрить. Обманки бывают двух видов – механические и электронные.

Механические обманки

Металлическую втулку, называют «проставкой». Между датчиком кислорода и выхлопной системой. Длина втулки бывает 40-100 мм,  принцип работы одинаковый – лямбда-зонд отводится от выхлопной системы в бок. Через маленькое сечение «проставки» в него попадает минимум отработанных газов. Следовательно, они усредняются и кислородному датчику.  Этого достаточно чтобы направить в ЭБУ необходимые показания.

Самый оптимальный и экономный вариант, определенным автомобилям.  Его достаточно для того, чтобы ЭБУ не выдавать ошибку и производить нормальную топливо-воздушную смесь. Срабатывает он не всегда, потому что малая часть выхлопа, которая «входит» во втулку, не очищается. Из-за этого придумали еще один тип механических обманок. Применяется такая же втулка, только внутри она не пустая, а заполненная керамической крошкой. В результате получается мини катализатор. В дальнейшем его хватает только на датчик, а не на всю выхлопную систему. Считается наиболее хороший вид обманок, который «фильтруется».  Излишек кислорода окисляется, и датчик начинает показывать подходящие значения. Обманки с мини катализатором

Достоинства механической обманки объяснимы – она экономичнее, «проставку» можно изготовить самостоятельно. Также купить пустой вариант или с керамической крошкой. С установкой тоже все просто – открутить лямбда, ввернуть втулку. А дальше в нее вкрутить кислородный датчик – с этим справится обычный автолюбитель.

Недостатки тоже есть. Втулка наглядно увеличивает длину конструкции, и не всегда посадочное место элементов днища позволяет добавить лямбда-зонд. Измененная длина конструкция может изначально не поместиться. Как следствие нужно изменить место установки датчика. Как результат непредвиденная работа болгаркой и сваркой, это усложняет данный способ.

Электронные обманки

Лямбда-зонд изменяет количество кислорода в выхлопной системе в электрический импульс, который требует ЭБУ. В данном методе не обязательно делать условия для датчика, чтобы он верно показывал. Можно просто (создать) правильный импульс без реального замера. Именно по такому методу работают электронные обманки.

Самые современные оборудованы микропроцессором, они учитывают работу первого датчика кислорода. Они максимально точно (создают) нужный выходной импульс.

Подводя итоги можно сказать что с электронной обманкой исправный лямда-зонд не понадобится. Он может выйти из строя во время использования, при этом работа системы останется неизменна.

Выводы, при замене катализатора на пламегаситель можно теоретически не устанавливать обманку. Нужно перепрошить под ЕВРО-II – электронный блок управления. Параметры второго кислородного датчика будут игнорироваться.  Иногда на какие-то авто прошивки вообще отсутствуют. На сегодняшний день найти хорошего специалиста по выхлопной системе — большая редкость. А ещё «перепрошивка» может стоять гораздо дороже. В данном случае обманки лямбда-зонда тоже принесут нужный результат. Выбор предстоит за Вами, механическая или электронная, сугубо индивидуальный случай. Много факторов влияет на выбор – модель автомобиля, доступность и экономичность детали и мнение самого автовладельца.