С 2005 года, действие экологического стандарта ЕВРО-4 привело к тому, что все автомобили с дизельным двигателем, производимые с этого времени, оборудуют системами нейтрализации сажи. Основным элементом, является «сажевый фильтр».

Предназначение этой детали, понятно из самого названия: «сажевый фильтр» задерживает только частицы сажи, которые образуются при сгорании топлива (дизеля). Применяются следующие типы фильтров для дизельных двигателей:

  1. DPF – фильтр закрытого типа без функции регенерации
  2. FAP – фильтр с функцией регенерации

В фильтрах DPF, температура – может достигать 300-400 Гр. С. Подобный фильтр, в системе выпуска – обычно совмещают с катализатором (фильтр – находится рядом с двигателем). В наших условиях (и с нашим топливом), замену «пассивного» фильтра – желательно производить каждые 50 000 – 100 000 км.

Как можно понять, самым губительным для сажевых фильтров, можно считать городской режим. Для «выжигания» накопленной сажи, в руководстве на некоторые автомобили, рекомендуют «…самостоятельно выполнять регенерацию фильтра, проезжая 40 км со скоростью до 80 км/ч, используя только на низкие передачи». Индикация о состоянии фильтра – выводится на панель приборов.

В свою очередь, фильтр FAP – установлен на значительном расстоянии от двигателя. Для дожигания сажи (с температурой более высокой, чем в DPF) – в фильтрах класса FAP используется цериесодержащая коллоидная присадка. Элемент церий, при сгорании, выделяет значительное количество теплоты, что повышает температуру в фильтре (иногда – до 1000 градусов).

Такой принцип работы, ни в коем случае не приводит к выгоранию керамической решетки фильтра. С другой стороны, сгорание и удаление сажи – происходит «автоматически».

Важно знать:

    • Блок управления двигателя – регистрирует количество проведенных циклов регенерации FAP. И только на основании этих сведений (при превышении какого-то числа, например, 20-30) – может выдать сигнал о необходимости замены фильтра.
  • Регенерацию DPF-фильтра – нельзя выполнять, если достигнуто насыщение (фильтр – заполнен на 105%-125%). Возникает опасность пожара.
  • С каждой попыткой проведения регенерации, небольшое количество топлива – впрыскивается в масло. Моторное масло подлежит 100%-ой замене, когда на панели приборов – горит лампа «INSP».