Замена масла в двигателе самая популярная и распространенная операция по обслуживанию автомобиля. Мотор – это сердце авто и за ним нужно следить особенно тщательно. Большое количество трения и сложные температурные условия работы делают смазку недолговечной. Вопрос «Как часто нужно менять масло?» стоит перед любым водителем (кроме владельцев электрокаров) и он не такой простой как это может показаться на первый взгляд.
Сегодня типичный рекомендованный интервал замены составляет уже 15 тысяч километров, но, правда, с таким большим количеством оговорок.
Сколько людей, столько и мнений
15 тысяч километров – самый распространенный интервал в технических регламентах большинства автомобилей. Технический регламент составляет производитель авто, поэтому многие водители считают его чуть ли не пособием. С одной стороны, да, инженеры не враги своей технике, и вряд ли будут ее специально калечить неоптимальным интервалом, с другой стороны, мы не раз видели, что маркетинговые соображения часто оказываются выше технической необходимости. Например, далеко не у всех производителей интервал 15 тысяч километров. Toyota до сих пор на всех моделях рекомендует менять масло раз в 10 тысяч километров, не так давно на такой же интервал перешли легковые Citroen и Peugeot. Вряд ли технологически моторы этой тройки принципиально отличаются от всех других мотористов, а в интервале разница есть. Да, в технических регламентах многих компаний, который предлагают замену масла раз в 15 тысяч километров, есть пункты про тяжелые условия эксплуатации и сокращенный в два раза интервал, но этот нюанс обычно многими водителями игнорируется, да и «тяжелые условия эксплуатации» весьма размытый и непонятный термин.
Если в официальных регламентах такой разнобой, то кому верить? Может независимым техническим специалистам? Но тут тоже нет единого мнения. Почитай разные точки зрения – каждый пишет по-своему. Большинство советует сокращать интервал от рекомендованного, но насколько? И зачем? Четких ответов обычно нет.
Механики в автосервисах еще более активно советуют за частую замену масла, но у них явный корыстный интерес – чем чаще клиенты приезжают на замену, тем больше выручка. Замена масла выгодная работа для сервисов – быстро, легко, никакой ответственности, можно менять и менять масло, денежка будет капать.
А если обратиться к лабораторным исследованиям? Они, в целом, говорят, что качественная синтетика солидного производителя сохраняет свои свойства в течении 15 тысяч километров, а полусинтетика живет не более 10 тысяч километров. Правда, главное не нарваться на подделку, потому что «паленое» масло очень недолговечно и может нанести вред мотору даже за пару тысяч километров.
Лабораторное исследование моторных масел.
Не менее интересным оказался фактор возраста масла. Официальные регламенты советуют менять масло раз в год, даже если необходимый пробег за это время не накатан. Но это все-таки перестраховка. По результатам исследований можно утверждать, что два года в малоиспользуемом моторе масло может сохранять свойства, но не более. Через два года масло все равно нужно менять, даже если на машине не ездили.
Про деньги
Может возникнуть вопрос – если есть сомнения в интервале, то может быть его просто сократить и всего делов? Хуже двигателю от этого точно не будет, а может даже и лучше.
Капитальный ремонт двигателя
Масло нужно всем моторам, но критичность его качества у всех своя. Можем предположить, что чем выше форсировка тем более критична частая замена масла. Может быть условный TSI от сокращения и интервала и проездил бы дольше. В этом вопросе все относительно и нет четких критериев – все оценки приходится делать на глаз.
Для тех, кто все-таки хочет менять масло почаще, альтернативой может стать использование полусинтетики. По деньгам получится примерно столько же, сколько менять синтетику раз в 15 тысяч километров. Минус у такого варианта только один – в полтора раза чаще придется заезжать на яму или подъемник. Даже если все операции проводить самому и экономить на сервисе, то это все равно дополнительная потеря времени.
Забавный вопрос про моторы, которые даже будучи исправными (прямо с завода) подъедают масло (увы, ситуация по современным меркам довольно распространенная), нужно ли в них менять масло, ведь оно так или иначе обновляется путем постоянной доливки. Менять, конечно, нужно: доливка доливкой, но обновить все масло периодически нужно, кроме того еще и про фильтр не стоит забывать.
Вместо вывода
Из всей этой информации хочется сделать один простой вывод, но не получается. У каждого водителя своя ситуация, свои условия эксплуатации, двигатель со своими особенностями и даже финансовые возможности разнятся. Каждому нужно сделать выбор для на каком пробеге менять масло. Универсальных рецептов быть не может, попробуем лишь сделать несколько рекомендаций.
- Если вас мотор, который считается надежным и обладает ожидаемым высоким ресурсом, годовые пробеги не менее 10 тысяч километров и нет преобладания коротких поездок на 1-2 километра, режим движения спокойный, пробок не более половины пробега, а используемое масло синтетика – то, как нам кажется, замена масла чаще чем раз в 15 тысяч километров не имеет большого смысла.
- При наличие одного из факторов, таких как: преобладание коротких поездок, большое количество пробок, жесткий режим эксплуатации включая гонки (пусть даже и любительские), бездорожье или постоянное буксирование прицепа, очень нежный и не очень высокий по ресурсу мотор – то разумным будет перейти на замену масла раз в 10-12 тысяч километров. Если несколько факторов накладываются друг на друга, то и еще чаще вплоть до 7-8 тысяч километров. При использовании полусинтетики интервал нужно сократить в 1,5 раза, при сильной потере масла можно увеличить на 20-30%.
3. Самое главное – покупать масло только в надежных магазинах и следить за тем, чтобы не нарваться на подделку. Даже если менять качественное масло реже это будет менее губительно для мотора, чем если лить в него суррогат и часто менять.