Компоновка шасси грузовых автомобилей всех типов – по своему устройству одинакова. У таких автомобилей, коробка передач и сцепление объединены в единый силовой агрегат с двигателем, размещенный обычно в передней части.

В то же время, главная передача, полуоси, ведущие колеса – тоже вместе представляют собой уже другую сборочную единицу — это ведущий мост. Целесообразность именно такой компоновки объясняется в целом, следующими аргументами. При переднем расположении силового агрегата более удобно сделать систему управления им, упрощается и охлаждение двигателя.

Далее, использование задних колес в качестве ведущих – из-за их лучшего сцепления с дорогой. А для автобусов, также, ведущими всегда являются только задние колеса. Двигатель же, может быть расположен как спереди, сзади, так и в средней части (то есть, внутри базы) под полом кузова (Mercedess). Это – обычно, если поперечное расположение не возможно.

Компоновочная схема, в-общем, влияет не только на размеры автомобиля, но и его массу, распределение масс по осям, а значит, характер движения. Если же обратить внимание конкретно на двигатель (бензиновый, или дизельный), обнаружится ряд следующих моментов. Допустим, как правило, максимальная мощность для внутригородского автобуса: 170-200 л.с. Для междугороднего – больше (200-250). Если же обратить внимание на объем (рабочий объем), получится интересно: тут и 5, и даже 7 литров – еще не предел… Максимальная мощность, поэтому, достигается на низком числе оборотов (если сравнивать с легковым транспортом): 2200 об/минуту.

Из чего можно сделать вывод, что такой показатель, как ресурс (а именно: время наработки на отказ до замены детали) является тут едва ли не первым, то есть, он очень важен. Иногда, может, даже в ущерб экономичности.

Компоновка шасси грузовых автоЭто – с одной стороны. А с другой, никто не мешает какой-то фирме, напрмер, производить только силовые агрегаты (или наоборот, производя автобусы, этот узел еще и отдельно продавать). Например, Autosan H10-12, Польша. Междугородний средний автобус (1990-…) базировался на узлах и агрегатах, выпускаемых Star и LIAZ.